iksanov (iksanov) wrote,
iksanov
iksanov

Categories:

Вэнгард взамен Белфаста



Досужие размышления на предмет того, можно ли было завести по Темзе в центр Лондона 45-тысячетонный линкор? И был ли смысл в этом.

Трудно найти шиплавера, кто бы не выразил своих сожалений о том, что славный Королевский флот не сохранил ни одного из своих многочисленных линкоров (Виктори и Уорриор – не в счет, это другое). А ведь было за что и ради чего. Конечно, после войны справедливее всего было превратить в музей тот же Уорспайт, Ринаун, кого-то из ugly sisters, однако их физическое состояние было настолько удручающим, что вся братия эпохи Грандфлита не дожила даже до конца десятилетия.

Шансы имелись у четверки жоржей и их одинокого кузена в конце пятидесятых. DoY отметился в истории поединком с Шарнхорстом, KGV – с Бисмарком. Вэнгард же представлял собой интерес как венец развития, ну и просто потому, что больше таких не делают. Но вот можно ли было поставить линкор не в Портсмуте, а в более привлекательном с точки зрения туризма месте – непосредственно в центре Лондона?



Номинальная глубина Темзы – 20 метров. Но это в абсолюте, как я понимаю, для фарватера эта величина снижается раза в полтора. Осадка 250-метрового Вэнгарда с шириной корпуса под 33 м – возьмём за образец именно его, как самого крупного из возможных, насчитывает без малого 11 метров. В разгрузе, наверное, можно довести до 9, вряд ли меньше. У 187-метрового Белфаста осадка 5 метров с небольшим, т.е. вполовину – более чем существенно! А ещё надо протиснуться сквозь пролёты Тауэрского моста и ещё раньше – миновать ворота защитного Барьера Темзы, что был возведён в начале 1980-х. Никаких шансов?

Не будем ограничиваться одним лишь крейсером и рассмотрим другие крупные корабли, что уже в наше время хаживали в британскую столицу.



Небольшие круизники на стыке с мегаяхтами поднимаются по Темзе регулярно, швартуясь, кстати, прямиком к Белфасту, поскольку больше некуда. Но в 2019 году сквозь Барьер прошёл лайнер Viking Sun, с длиной корпуса 227 метров, шириной 28, осадкой 6.5 и водоизмещением в 47 800 тонн. Практически линейный крейсер, только мелкосидящий. Дошёл до Гринвича.



А ещё в Лондоне неоднократно бывали носители СВВП. Может, и маленькие соотносительно полноценных авианосцев, однако геометрические размеры по меркам речного судоходства у них ого-го – ширина 36 и осадка почти 9 м. Достреливали Аркаша с Ильёй практически до Кэнэри Варф (Доклендс). Иначе говоря, любой королевский линкор при желании мог быть отбуксирован как минимум сквозь Барьер.





В 2012 году для обеспечения безопасности олимпийских объектов а также понтов ради напротив Купола Тысячелетия пригнали вертолётоносец Оушен – шириной 35 метров и осадкой 6.5. Причем манёвры с его разворотом чуть ли не поперёк судоходного пути говорят об уверенных глубинах в тех местах.



Таким образом можно предположить, что значительную часть пути к центру Лондона Вэнгард преодолел бы без великих на то затруднений. Не исключено, что ради того чтобы миновать финальный тауэрский чек-пойнт ему пришлось бы срезать топы мачт – но это явно было бы не хлопотнее той процедуры, которой подвергались построенные на бруклинской верфи суперавианосцы, когда проходили мосты над Гудзоном. При условии, что глубина Темзы там будет хотя бы метров 10, разумеется. Более реалистичной видится швартовка у Гринвича, ниже по течению. Олицетворение морской мощи на нулевом меридиане, символично.



Другой вопрос, что хронический недостаток государственных денег в послевоенной Британии делал крейсер более практичным музейным объектом, чем линкор. Если на ремонт одних лишь только мачт Белфаста финансы собирали всем миром, то расходы на житиё Вэнгарда встали бы порядком выше. Англичане всегда отличались практичностью, потому решение дать шанс на долгую жизнь далеко не самому крупному кораблю исчезавшего как утренний туман флота было исторически правильным.

Tags: hms vanguard
Subscribe

  • Вэнгард и Стрекоза

    Это не первый взлет/приземление вертушки Сикорского на палубу британского линкора (дебют близких контактов третьей степени состоялся в Виллефранше в…

  • Белый корабль

    Котик с Вэнгарда уже был, теперь непосредственно сам котиконосец 21 июня 1954 года в Осло. Нечасто подобные гиганты оказывались в тех краях,…

  • Спитхед-53

    Последний линкор империи и Shiny Sheff - еще до установки ажурной фокмачты и присвоения ему бортового номера. По идее, мероприятие подобного уровня…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Вэнгард и Стрекоза

    Это не первый взлет/приземление вертушки Сикорского на палубу британского линкора (дебют близких контактов третьей степени состоялся в Виллефранше в…

  • Белый корабль

    Котик с Вэнгарда уже был, теперь непосредственно сам котиконосец 21 июня 1954 года в Осло. Нечасто подобные гиганты оказывались в тех краях,…

  • Спитхед-53

    Последний линкор империи и Shiny Sheff - еще до установки ажурной фокмачты и присвоения ему бортового номера. По идее, мероприятие подобного уровня…