iksanov (iksanov) wrote,
iksanov
iksanov

Categories:

Касабланка без Богарта

Калейдоскоп – одна из самых магических игрушек детства. Завораживало наблюдать игру горстки цветных стекляшек, пересыпавшихся в причудливый орнамент. Нечто подобное иногда случается в реале.



Как-то обнаружилась серия любительских фото неизвестного порта. Неважнецкое качество искупала пленительная комбинация запечатленных там французских кораблей.

Прежде всего это компания элегантных контрминоносцев с приземистым и стремительным силуэтом – Ле Фантаск (X 101), Эпервье (X 112), Милан (X 111), а также эсминец Фрондёр (Т 22). И еще сепаратно от группы Ле Малэн (X 82) Буквы в номерах – Т для эсминцев и X для контрминоносцев, появились с подачи адмирала Дарлана с апреля 1939 года. А темные (в реальности буро-красные) цифры свидетельствуют о том, что снимок сделан никак не ранее начала 1940 года, когда прежние белые номера с черной маской были отвергнуты, ибо могли легко читаться противником даже на дальних дистанциях.



Значит, точка отсчета 1940-й. Французский флот тогда уже полноценно втянулся в войну на всех театрах, от Норвегии до Средиземноморья, круг поисков места расширился, однако наиболее вероятными локациями я определил Тулон, Дакар и Касабланку.



10 флотилия контрминоносцев (DCT), в составе которой числился Фантаск, и 8 DCT с Малэном базировались в Тулоне, но в середине сентября 1940 года, по причине коварных поползновений британцев с де Голлем на поводке, их в составе соединения Y контр-адмирала Буррагэ отправят на усиление в Дакар.

11 DCT – Эпервье, Милан и Альбатрос после франко-германского перемирия базировалась на Касабланку. Но сперва флотилия оказалась в Дакаре, откуда Эпервье прибыл 7 августа, а Милан - 24 августа.



Таким образом, в Дакаре эти группы контрминоносцев пересечься никак не могли. Тогда, может быть, это все же Тулон? Но нет. В разнотравье некомбатантов на себя обращает внимание изящный пассажирский двухтрубник, идентифицированный мной как Вилль д’Алжер (отличался от близнеца Вилль д’Орана наличием крупного шпигата в носовой части). Весной этот пакетбот славно потрудился в ходе переброски французских альпийских стрелков в Норвегию, а позже был задействован в операции вывоза оставшейся части золотого запаса Банка Франции (1200 т) из Бреста в Касабланку и Дакар, и Тулон там не упоминается.



Франции сильно повезло, что все довоенные 2500 тонн золотых слитков, частью загодя, частью в страшной спешке в июне 1940-го, были перевезены за океан и в колонии (Мартиника, Западная и Центральная Африка), поэтому немцам не досталось не шиша, равно как голлистам и даже вишистам, во владении которых золотой запас номинально находился. Безвозвратно было потеряно всего 395 кг (0,016%), остальное вернулось после 1945 года на родину. Сравните это с судьбой золотого запаса Российской Империи.

Кстати, эскортировали Вилль д’Алжер во время золотого рейса как раз те самые Милан и Эпервье. И если присмотреться хорошенько к тому, что виднеется за Миланом, то узнаешь довольно редкий штучный карапь специальной постройки – плавбазу ПЛ Жюль Верн. 18 июня великий фантаст вместе с приданными ему лодками добрался из родного Бреста в Касабланку и ушел в ноябре в Бизерту. Опять мимо Тулона.



Итак, это однозначно Касабланка, где-то между 24 августа (прибытие Милана) и ноябрем 1940 года (убытие Жюль Верна). Осталось последнее – прояснить, каким образом тогда там очутились фантаски?

Снова штудируем умные книжки, оказывается, что маленькая эскадра Буррагэ заглянула в этот североафриканский порт на пути из Тулона буквально на сутки-двое с целью дозаправки, чтобы ночью 12 сентября уйти в Дакар. Поэтому, с известной долей допущения, можно констатировать, что вся серия фото была сделана в Касабланке днем 10-11 сентября 1940 года.
Tags: casablanca, le fantasque, le malin
Subscribe

  • 1934А на определение

    Незваный гость в Норвегии приблизительно в 1940 году. Я бы сделал ставку на то, что это кто-то из дешимаговских Z-5 /Z-6/ Z-8 в Тронхейме. Снимок…

  • Шерсти клок

    Шербур, 4 февраля 1946 г. Процедура подъема флага на переданных французам через англичан в качестве репараций четырех больших германских эсминцев.…

  • Замерзшие немцы

    Климатическая преемственность как есть: родичи по классу, одинаковое место съемки, лишь войны разные.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments