iksanov (iksanov) wrote,
iksanov
iksanov

Categories:

Отважный? Славный?

Англофилам и внимательным шиплаверам посвящается... Вот вам две аннотации одной фотографии. Со страниц известного труда Джона Робертса по британским линейным крейсерам Первой мировой войны:



А это из недавнего фолианта Нормана Фридмана, посвященного британским линкорам 1906-1946 гг:



Так кто же это по факту, Корейджес или Глориес?

И дело даже не в одной отдельно взятой фотографии, задача стоит несколько шире: как быстро и легко идентифицировать меж собой эти два действительно очень похожих корабля. Обратимся за помощью к классикам.

Сперва дядько Оскар Паркс. В Линкорах Британской Империи у него говорится буквально нижеследующее:



Ему вторит Бёрт в своих Линкорах ПМВ:



Фридман согласен с ними:



Мужеников попутно уточняет диаметр светильников:



По-домашнему уютно конспектирует пляски прожекторов вокруг трубы Перкинс:



Таким образом, прошлыми и нынешними историками Королевского Флота единогласно было решено, что главное визуальное отличие между систершипами на ранней стадии их карьеры заключается в расстановке прожекторных площадок: если лесенкой – это Глориес, если на одном уровне – Корейджес.

То есть, в IWM с Робертсом ошибаются и на снимке все же Глориес? Да. Но не все так просто.

В бездонных закромах Имперского военного музея имеется еще одна фотография (SP 2594) из парксовской коллекции, подписанная как Корейджес. С прожекторами, установленными в точности, как на его собрате:



??? Как так? Ведь подобная схема существовала лишь на бумаге (Бёрт). Может, опять музейщики-архивисты все попутали, и это все тот же Глориес?

Нет, и вот почему:



Можно с уверенностью утверждать, что оба корабля по окончании постройки имели совершенно одинаковое размещение прожекторов вокруг трубы. И лишь спустя какое-то время, на Корейджесе решили поэкспериментировать, установив светотехнику на одном уровне. Но когда именно это случилось – найти информацию не удалось, так что судить who is who по данному элементу как минимум опрометчиво.

Попутно, в процессе изучения и сличения не столь уж многочисленных фотографий обоих братцев, я обнаружил еще одно конструктивное решение, действительно уникальное для каждого из крейсеров и, благодаря которому, теперь можно распознать их практически на любом виде сбоку, причем неважно, старборд это или портсайд, 1917-й год или 1920-й, с кофейниками или без. Коль верхний ряд бортовых иллюминаторов в районе носовой 381-мм башни тянется ровной линией – то перед нами Корейджес, а если имеет отчетливо выраженный уступ – то Глориес. Для кормовых углов, конечно, проще ориентироваться на число паропроводных трубок на торце трубы.



Соответственно, внес неизбежные поправки в своем архиве и полез смотреть любимые книжки. Результаты были очевидны – все авторы зациклились на прожекторах и деталях надстроек, а на ступеньку иллюминаторного ряда никто не обратил внимания, поэтому ошибки оказались неизбежны:

Tags: courageous vs glorious, hms courageous, hms glorious
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments