iksanov (iksanov) wrote,
iksanov
iksanov

Categories:

Запутавшийся в трех соснах

Постепенно сформировалась подборка фотографий по крушению Сюлли, отсюда возникло резонное желание разузнать о забытой катастрофе подробнее. В процессе сбора информации нежданно выяснилось, что вся эта крайне досадная история приключилась не ночью, как я сообщал ранее, а днем, точнее, в послеобеденное время. Если, конечно, верить статье в Ле Матэн от 31 марта 1906 года, опубликованной по итогам расследования инцидента и последовавшего за ним трибунала по командиру погибшего крейсера.



Итак, недавно прибывший в азиатские воды Сюлли в тот роковой день 7 февраля 1905 года маневрировал в Китайском море близ Тонкина. Утром крейсер завершил артиллерийские учения, а во второй половине дня должен был отстреляться торпедами по движущейся цели. Однако пополудни погода испортилась, а на море появилось волнение, предвещавшее скорый тайфун. Капитан де вассё Гуйберто (Guiberteau) в этих условиях решил провести оставшуюся часть учений в более спокойной части бухты Халонг – а именно в проходе Генриетты, защищенном от сильных порывов ветра. Глубина дна в тех местах составляла от 10 до 18 метров, имеющиеся рифы были нанесены на карту и бравный кэп ни о чем не тревожился.

По оперативному плану торпедных стрельб, катер с буксируемой мишенью должен был идти западнее трех крупных скалистых островов залива – Юю (Youyou), Кано (Canot) и Будда (Bouddha), в то время как движущийся восточнее крейсер намеревался атаковать учебную цель торпедами из подводного аппарата, как та показывалась из-за очередного острова.

Севернее Юю на глубине шести метров лежала песчаная отмель, и чтобы обойти ее, по приказу Гуйберто крейсер стал описывать дугу. Следуя заданному курсу, корабль оказался у Кано, где и была выпущена рыбка из бортового торпедного аппарата. Торпеда еще не успела домчаться до мишени, как крейсер, шедший 11-узловым ходом, получил сильнейшее сотрясение и, пройдя еще несколько десятков метров по инерции, со страшным скрежетом замер. Стало очевидно, что Сюлли наткнулся на неизвестный риф.



Ситуация казалась критической: несмотря на то, что команда пребывала на боевых постах, все водонепроницаемые переборки были задраены, а водоотливные насосы работали на полную мощность, море продолжало щедро вливаться в распоротое брюхо крейсера (длина пробоины составила 70 метров). Вскоре возник крен на левый борт и сильный дифферент на нос. После чего Гуйберто, опасаясь опрокидывания, отдал приказ покинуть корабль.



Брошенный командой Сюлли, тем не менее, вовсе не собирался тонуть. Вскоре к району бедствия прибыли остальные крупные корабли французского флота в том районе – крейсеры Гуидон и д'Ассас. Но все последующие попытки снять 10-тысячетонную жертву оказались безуспешны – судя по фото выше, не помогли даже изготовленные кессоны. Так что единственное, что удалось спасти – провизию и орудия. Начавшийся в мае сезон штормов доломал корпус крейсера, расколовшийся надвое.



Разумеется, гибель новенького – всего 8 месяцев с момента окончания постройки, мощного и боеспособного крейсера 1-го класса (до эпохи иблов, напомню, было еще целых два года) вызвала широкий резонанс во французском обществе. Гуйберто, находившегося в момент крушения на мостике и лично ответственного за маневры корабля, отдали под трибунал. Однако заседавшая адмиральская комиссия не усмотрела никаких ошибок в управлении кораблем (и в самом деле, откуда тот мог знать о наличии коварного рифа). Да и обошлось все без человеческих жертв.



Кроме того, на фоне случившегося через несколько месяцев в том регионе эпического массаракша с российским флотом, потеря по навигационной причине одного единственного крейсера, пускай большого и нового, не выглядела чем-то уж особенно трагическим. Но на всякий случай Гуйберто списали на берег, отправив в кадровый резерв, откуда неудачливый моряк и ушел в отставку.



Увы, но на Сюлли неприятности у Марине Насьональ не прекратились. В марте 1907-го в Тулоне взлетит на воздух стоявший в доке броненосец Иена, спустя всего пару месяцев на скалы выскочит отправленный защищать колонии старенький Шанзи (кстати, на нем воспаленные Седаном и Фашодой гордые галлы отвергли предложенную помощь бывших/будущих врагов с канонерки Лухс), а увенчается череда катастроф грандиозным фейерверком огромного Либертэ на тулонском рейде осенью 1911 года. Но все это уже совсем другая история.
Tags: croiseur sully, sully, крейсер Сюлли
Subscribe

  • Самец кураги

    Пардон муа... иной вербальной ассоциации со словом Куроган у мя просто не находится. Ещё один материализовавшийся благодаря французской журналке…

  • А мне можно ещё поваляться?

    Тихонечко прикорну прям у стенки, и жрачки тут навалом если что. Эй-эй, зачем тормошите – воин устал, изранен, оставьте меня в покое! Что? В Японию?!…

  • Повалялся – и хватит!

    Поднятый в середине апреля 1938 года со дна Янцзы Пинг-хай со срезанной наполовину фок-мачтой и частично демонтированным вооружением на пути к новой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments