iksanov (iksanov) wrote,
iksanov
iksanov

Category:

Пушки на авианосцах

Вспоминая былое. Посвящается орудиям калибром >100 мм.



Расставаться авианосцам с орудиями было тяжело. Поскольку новички в значительной степени произросли из артиллерийских кораблей, настырный атавизм преследовал их еще очень долго. Сам статус первоклассной боевой единицы по умолчанию предусматривал наличие мощного вооружения, и чем больше был корабль – тем серьезнее пушки ему требовались.

Сперва был повод отбиваться от зловредной школоты, имевшей наглость прорваться сквозь защиту эскорта (за исключением пары очень досадных подтверждений, эта угроза осталась призрачной). Но вскорости подоспела и действительно реальная опасность с воздуха, исходившая от вражеских авианесущих. Тем самым, змея укусила себя за хвост, и будет увлеченно кусать всю следующую по счету мировую войну.



Привычное место на верхней палубе было теперь отведено ради взлетно-посадочных нужд, и противокорабельным пушкам пришлось ютиться либо по ее краям или отправляться уровнем ниже, поближе к родному корпусу.



На заре эпохи флаттопов генетическая память несостоявшихся линкоров и линейных крейсеров способствовала произрастанию орудийных башен в самых неожиданных для этого местах, абсолютно невообразимых просвещенному уму корабела.



Довольно архаично смотрелись казематные установки. Экзотические бортовые спарки на Графе Ц. напоминали ласточкины гнезда, прилепившиеся к телу корабля. Жаль, конечно, что немца не достроили – было бы с чего начинать и на что опираться уже в пятидесятые, а не устраивать последующие пляски вокруг 1143-х.



Оборонять пустое летное поле бывшим орудиям СК, волею судеб превратившихся в мелкопоместный ГК, было несколько дискомфортно, а порой даже непонятно, поэтому они подсознательно тяготели к чему-то еще более крупному и выдающемуся. Точкой притяжения для них стал командный остров. Сгруппировавшись с фронта и тыла вокруг него, пушки обрели смысл существования на этом свете.



Душевно чувствительные башни с тонкой внутренней организацией остро осознавали минорность своего бытия на территории плавучего аэродрома и пытались максимально слиться с окружающей действительностью, стремясь быть как можно добрее, толерантнее и незаметнее. Никаких угловатостей или выступов, о которые мог бы споткнуться нежный самолетик и поранить свои ножки-крылышки.



Однако против прогресса не попрешь, и с экспансией ракетного вооружения орудия постепенно стали покидать носители самолетов, успев покрасоваться напоследок на гигантских форрестолах. Впрочем, процесс сей был тоже небыстр, и классические АУ соседствовали с ЗРК еще добрые четверть века...



Subscribe

  • Вэнгард взамен Белфаста

    Досужие размышления на предмет того, можно ли было завести по Темзе в центр Лондона 45-тысячетонный линкор? И был ли смысл в этом. Трудно найти…

  • Птички Шефа

    Интересно, что не только сам крейсер Шеффилд имел собственное прозвище Shiny Sheff, но также два его бортовых Вальруса. Один из них именовался Terror…

  • Вэнгард и Стрекоза

    Это не первый взлет/приземление вертушки Сикорского на палубу британского линкора (дебют близких контактов третьей степени состоялся в Виллефранше в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Вэнгард взамен Белфаста

    Досужие размышления на предмет того, можно ли было завести по Темзе в центр Лондона 45-тысячетонный линкор? И был ли смысл в этом. Трудно найти…

  • Птички Шефа

    Интересно, что не только сам крейсер Шеффилд имел собственное прозвище Shiny Sheff, но также два его бортовых Вальруса. Один из них именовался Terror…

  • Вэнгард и Стрекоза

    Это не первый взлет/приземление вертушки Сикорского на палубу британского линкора (дебют близких контактов третьей степени состоялся в Виллефранше в…