iksanov (iksanov) wrote,
iksanov
iksanov

Categories:

MB O 10000: в поисках истины (часть I)





Повод минорный, но покоя никак не давал. Суть его заключается в попытке ответить на вопрос – какая из двух моделей одного и того же автобуса сделана качественнее и находится ближе к оригиналу.

Начнем издалека.

Модельки машин в 43-м масштабе собираю давно. Довоенную классику, полноразмерных американцев, армейскую технику, плюс то, что просто понравилось. Куража прежнего, конечно, нет, но порой все же балую свое коллекционерское нутро.

И вот как-то положил свой глаз на один автобус. Нет, не автобус – автобусище, 12-метровый трехосный Mercedes O 10000. С 1937 по 1941 гг. на заводе в Гаггенау их построили почти четыре сотни, преимущественно для главного клиента – германской почтовой службы Deutsche Reichspost, которая помимо прочего занималась и междугородними пассажирскими перевозками.



С началом войны огромные и неуклюжие машины избежали мобилизации в армию. Ведь у этих 18-тонных гигантов с радиусом разворота в 24 метра не было никаких шансов для эксплуатации на грунтовых дорогах, особенно зимой или в распутицу. А когда боевые действия переместились уже на территорию Рейха, то немцы могли их по возможности пользовать разве что в качестве санитарных машин по трассам с твердым покрытием. И то не факт.

Нечто не столь внушительное, хотя тоже трехосное, безуспешно пытается принять участие в джип-триале на кубок вермахта:



Утихли пушки, настал мир, и все сколь-либо годное к использованию добро, что находилось в советской зоне оккупации, было выметено как пылесосом и вывезено в страну победившего социализма. В том числе и те O 10000, что были на ходу. Сколько их попало к нам – доподлинно неизвестно.

Но давайте прикинем, хотя бы приблизительно. При общем тираже в 386 экземпляров, после 1945 года в западных землях расчлененной Германии осталось трудиться около полусотни подобных машин, если верить данным открытой печати. С учетом меньшей степени урбанизации, в восточных землях работало менее половины от общего числа выпущенных O 10000, и подавляющее большинство из них погибло в ходе боевых действий. Сражения в городах шли ожесточенные, спрятать и уберечь от артогня и бомбежек такие крупные машины было практически невозможно.



Поэтому, скорее всего, в Союз отправилось не более двух-трех десятков таких автобусов – а то и меньше. Не знаю, эксплуатировались ли они в Москве или Питере, но на окраинах их запомнили очень хорошо и надолго – единицы имелись в Минске, Ростове, Барнауле, Хабаровске, других крупных городах. Служба их, с учетом отсутствия запчастей, включая нестандартные шины размерностью 12.75-20, закончилась уже к середине 1950-х, если не раньше. В Западной Германии "десятитысячники" проработали, естественно, дольше, но постепенно исчезли и там.

Ростов:





Барнаул:



Хабаровск:



До наших дней дожил единственный экземпляр Mercedes-Benz O 10000 – в варианте почтового фургона, который обнаружили лет двадцать назад где-то в Австрии. После проведенной реставрации, он ныне хранится в заводском музее Daimler.



(окончание следует)
Tags: 1:43, mercedes o 10000, модельки
Subscribe

  • Вот и встретились они, нос с днищем

    Акробатический трюк по случаю круглой годовщины :)

  • Секреты дедушкиных фото

    Коль пожелаете если уж не увековечить себя, любимого, но уж точно заинтересовать своим скромным портретом посторонних и даже совсем чужих людей –…

  • Жизнь удалась

    Один из офицеров Тирпица – полагаю, что фрегаттен-капитан Пауль-Фридрих Дюваль – в своей каюте на борту германского линкора. Дюваль занимал должность…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments