iksanov (iksanov) wrote,
iksanov
iksanov

Categories:

Как выглядел "Дюнкерк" в ноябре 1942-го?

То и дело будировал меня этот вопрос. В свое время надеялся получить ответ, когда обнаружил цветные вкладки в монографии Джордана/Дюма о французских линкорах Второй Мировой – ведь там даже "Жан Бар"-недостройка был отрисован аж в двух вариантах состояния. Увы, тщетно.

Поэтому решил реконструировать облик любимца сам, взяв за основу имеющийся цветной рисунок "Дюнкерка" на 1940 год – именно в таком виде корабль с собратьями подвергся подлой и ничем не спровоцированной атаке британским флотом в Мерс-эль-Кебире. Это средне-серая окраска, характерная для Атлантического флота (Force de Raid) с одной белой маркой на трубе ("Страсбург" нес две аналогичных):





Итак, как удалость выяснить, еще задолго до перехода из Мерс-эль-Кебира в Тулон на башни линкора успели нанести широкие полосы триколора, о чем, в частности, свидетельствует видео посещения генерала Хюнцигера осенью 1941 года этой североафриканской базы, в которой так некстати завис "Дюнкерк":

https://www.youtube.com/watch?v=2NyubZDEx50

Снимок, сделанный с французского самолета во время перехода – обратите внимание на полосы нейтралитета, продолжающиеся вплоть до основания барбетов, и отсутствие закрашенной марки на трубе:



В феврале 1942-го многострадальный "Дюнкерк" наконец-то прибыл в Тулон, где его поставили в док Вобан. Однако еще даже весной, во время визита Петэна с Дарланом, корабль сохранял свой нетронутый облик:

https://www.youtube.com/watch?v=f8PFNL-sOtA

Можно предполагать, что упомянутые в монографии работы по ремонту и модернизации начались неспешно в конце весны - начале лета. Но если демонтаж крайнего правого 330-мм орудия и части броневых плит крыши возвышенной башни "B" для исправлений последствий попадания 15'' снаряда вполне понятен, то я никак не могу объяснить ликвидацию всей пирамиды дальномеров с носовой надстройки, и укорот трубы почти на треть с козырьком и всеми имеющимися на площадках в округе прожекторами.

Зачем? Чтобы снизить вес? Но корабль и так стоял в сухом доке. Ни один из авторов трудов, посвященных этой парочке легких линкоров, не объясняет это, равно как и не сообщает аспекты запланированной модернизации "Дюнкерка".

Одно время грешил на итальянцев – но нет, буквально все виденные фото, в т.ч. и со свежеприбывшими немчиками, позирующими на фоне мертвого исполина, подтверждают, что вивисекцию устроили непосредственно сами французы.

В итоге, опираясь на все имевшиеся в архиве снимки, облик "Дюнкерка" в то роковое утро 27 ноября 1942 года, когда немецкие танки ворвались на территорию базы, думаю, был приблизительно таким:

Tags: cuirasse dunkerque, dunkerque, french battleships
Subscribe

  • Она упала

    Куда делась вторая труба Гинденбурга? Вроде не хлипкая макаронина, но, отстояв пятилетку в холодных водах Скапа, она решила, что с нее хватит. Во…

  • Узники Скапа-Флоу XI: подъем Гинденбурга

    Отличная иллюстрация к незабвенной монографии Дж. Горза. Хотя термин 'спасение' вряд ли будет уместен в данном случае. Скорее всего, здесь оказалась…

  • Гибель Гинденбурга

    Как-то не повезло Паулю. Огромный линейный крейсер - утоп. Гигантский дирижабль - взорвался. В итоге решили больше ничего из техники не называть его…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments